Шипованные или фрикционные шины?
Выбор зимней резины процесс, в который при приближении холодов, ежегодно вовлекается все большее количество водителей. Одним из не маловажных вопросов, которые приходиться решать при выборе подходящего комплекта, является выбирать резину с шипами или без них, ответ на который неоднозначен и индивидуален. Все зависит от того, по какому дорожному покрытию преимущественно будет передвигаться авто. Следует учесть, если вы собираетесь выезжать за границу, то во многих странах Европы использование шипованной резины запрещено.
Сначала рассмотрим преимущества и недостатки резины с шипами. Шипованные шины предназначены увеличивать коэффициент сцепления с дорогой на укатанном снегу и льду. «Шипы противоскольжения» — это техническое название шипов, которое показывает, какую функцию они должны выполнять. Основной задачей шипа, является прокалывание поверхности, по которой катится шина. Но если под колесами асфальт, бетон или другое покрытие которое шипы не в силах прокалывать, то эффект от использования шипов становиться негативным. Это обусловлено тем, что площадь контакта шины и дороги очень мала, что в свою очередь негативно влияет на управляемость автомобилем. Применение шипованных шин на асфальте вызывает некий дискомфорт от вибрации и шума создаваемого шинами, также шипы стачиваются об асфальт, вылетают, и резина перестает быть шипованной. Пробуксовка шипов на асфальте приводит к увеличению расхода топлива и разрушает покрытие дороги.
Зимняя резина бывает двух вариаций: уже шипованная резина или зимние шины «под шип». Перед покупкой, у продавца следует уточнить, возможна ли ошиповка выбранного комплекта. Очевидным является, то чем больше шипов будет, тем лучше будет сцепление. Шипы расположенные не в линию, а хаотично по поверхности покрышки, увеличивают коэффициент сцепления с дорожным покрытием.
Теперь рассмотрим нешипованные шины. Нешипованная зимняя резина более эффективна на мокром снеге, на промерзшем зимнем асфальте и не укатанном глубоком снеге. Такие шины еще называют «липучка» — само слово отображает особенность работы шины. Характерным для данных шин является использование специального химического состава резины обеспечивающего необходимую мягкость при низких температурах и специальный рисунок протектора. На мокром снегу будут более эффективны шины с направленным рисунком протектора, напоминающем елочку. Таки покрышки при движении лучше вытесняют слякоть и эффективнее самоочищаются. При глубоком снеге лучше поведут себя шины с большим числом прямоугольных шашечек и большей глубиной протектора. Лучшее сцепление с дорожным покрытием обеспечивается наличием ламелей (мелких полосок) на протекторе покрышки.
Взглянув на сравнительные тесты зимней резины с шипами и без, видно, что чем ниже температура, тем больше падает эффективность шипов. В лютый мороз шипы не в силах проколоть закаменелый лед и ведут себя как на асфальте. При температуре от -12 до -15 градусах Цельсия соблюдается баланс эффективности использования шипованной резины и липучек. При более низкой температуре тормозной путь у шипов будет увеличиваться в сравнении с нешипованной резиной, при более высокой – наоборот.