Протектор
Протектор – это часть автомобильной покрышки, представляющая собой толстый слой резины высокой износостойкости, расположенный между бортами шины с наружной стороны, при качении колеса соприкасается с дорожным покрытием. Основные функции которые выполняет протектор, это: защита каркаса и внутренней части покрышки от повреждений и проколов, увеличение сцепления с дорожным покрытием в различных условиях эксплуатации. Протектор шин с внешней стороны имеет рельефный рисунок, называемый рисунком протектора, состоящий из множества выступов и канавок.
В зависимости от условий эксплуатации для которых разработана шина, рисунок протектора будет иметь различную форму. Типы протекторов в зависимости от дорожного покрытия бывают:
Внедорожные – это шины высокой проходимости, для них характерный более глубокий рисунок протектора и массивные грунтозацепы по бокам;
Универсальные – разработанные для езды по пересеченной местности и по асфальту;
Слики или полуслики – это гладкие шины предназначенные для движения по ровным трассам, такие шины преимущественно используются на гоночных автомобилях. Ровный протектор позволяет снизить давление на автошину, уменьшив его износ, это дает возможность использовать более мягкую резину и увеличивает сцепление с дорогой.
Шины в зависимости от погодных условий имеют разные типы протектора и делятся на:
Зимние шины – для таких шин характерный более глубокий рисунок протектора и наличие ламелей, узких прорезей, на поверхности резиновых выступов на протекторе. Так же на некоторые виды зимних шин могут устанавливаться шипы противоскольжения, для улучшения сцепления на льду и сильно укатанном снеге.
Летние шины – протектор для них изготовляется из более твердой резины, для того чтобы не плавиться при высоких температурах. Рисунок протектора в таких шинах ориентирован на отведение воды и грязи из зоны пятна контакта шины с дорожным покрытием.
Всесезонные шины – состав резиновой смеси и рисунок протектора разработаны для возможности использования шин зимой и летом.
От протектора зависят многие характеристики покрышки: износостойкость, сцепление с дорожным покрытием, вибрации и уровень шума. При стирании протектор перестает выполнять функции заложенные разработчиками шины, поэтому в разных странах существуют ограничения на минимально допустимую для эксплуатации шины глубину рисунока протектора.