Рассмотрев внимательно диск можно заметить, что почти на каждом диске присутствует маркировка. Обозначения на литых дисках и на штампованных – одинаковы и являются стандартными для любых автомобильных дисков. Сертификация дисков согласно UN/ECE 124 является обязательной на территории стран Европы.

В данной статье рассмотрим все возможные варианты обозначений наносимые на автомобильные диски и параметры дисков. На диске должен находиться логотип или товарный знак изготовителя, неделя и год производства, порядковый номер изготовления, максимально возможная нагрузка в фунтах или килограммах (MAX LOAD), максимально допустипое давление в шинах (MAX PSI), клеймо проверки контролирующего органа (SAE, РСТ, ISO, TUV), а для литых дисков должно присутствовать клеймо прохождения рентгеноконтроля, ну и самое главное типорамер диска.

Обозначения на стальном диске

Обозначения на диске

Рассмотрим основные параметры дисков и расшифруем маркировку автомобильного диска, на примере обозначений стандартного стального диска:

Обозначения на стальном диске

Параметры диска

A — Монтажный диаметр (радиус диска)
B — Тип кромки обода (конструкция закраины)
C — Ширина обода диска
D — Кольцевые выступы («хампы»)
E — Расположение крепежных отверстий (PCD)
F — Вылет диска (ET)
G — Диаметр посадочного отверстия (DIA)
H — X-фактор (Caliper Clearance)
J — Внутренняя поверхность диска

5J x 14H2 5×120 ET35 d58,6 S

Ширина обода [5](rim width) расстояние от внутреннего края одного обода до внутреннего края противоположного, в дюймах. Возможные значения для легковых автомобилей: 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5; 6; 6,5 и 7. К сведению, данное значение надо учитывать при выборе покрышек, так как  для любой шины существует допустимый диапазон значений ширины обода диска на который возможно ее установить. Лучше если значения ширины обода попадает с середину данного диапазона.

Тип кромки обода [J](flange) физическая форма закраины обода, место  где шина соединяется с диском. Возможные обозначения для легковых авто: J, JJ, JK, K, B, D, P. Точно ответить на вопрос, какой именно вид профиля обозначен конкретной буквой довольно сложно и долго. Самым распространенным для легковых автомобилей является J, для внедорожников JJ. К примеру, автомобили марки Ягуар (особенно старого образца) имеют тип закраины K, а у старых моделей WV Beetles возможны типы – P и B. Сложность точного описания конструкции закраины обозначенного конкретной буквой связана с тем, что описание в стандарте (Standards Manual of the European Tyre and Rim Technical Organisation) очень большое и неоднозначное, поэтому кратко изложить его не получиться.  Под каждой буквой скрыто множество параметров таких, как: форма контура профиля, радиус закругления, угол наклона полок обода, их высота и другие, и для  разных категорий транспортных средств эти параметры свои. Самый распространенный код J обозначает «Контур диска» (Rim Contour) только в одной категории «Коды от 10 до 26 на 5 градусов. Неразборный диск с глубоким ободом» (Code 10 to 26 on 5deg. Drop-Centre Rims). Различия между типами закраин обозначаемыми буквами B и J незначительные, но пренебрегать ими нельзя. Область прилегания покрышки к ободу очень критична, небольшие изменения профиля борта шины приводят к сложности и даже невозможности монтажа, а также к невозможности удерживать требуемое давление внутри колеса. Обозначения А и D контура обода попадают под категорию «Велосипеды, мотоциклы и  скутеры» (Cycles, Motorcycles, and Scooters), а также возможны в категории «Промышленный транспорт и грузоподъемники» (Industrial Vehicles and Lift Trucks). Естественно, что контуры имеют совершенно разные геометрии по тем же обозначением в двух разных категориях. Закраины с обозначением S, T, V и W относятся к категории в «Грузовые автомобили, диски с плоским ободом»( Commercial Vehicles, Flat Base Rims),  а обозначения E, F G H  - к категории «Грузовые автомобили, диски с разборным ободом» (Commercial Vehicles, Semi-Drop Centre Rims). Резюмируя выше изложенное можно сказать, что  лучше подбирать диски с типом закраины обода рекомендованным для Вашего автомобиля.

Разъемность обода [x]- знак “x” означает что обод неразъемный, т.е. состоит из одного элемента, а знак “-“ означает – разъемный, состоит из нескольких элементов. Неразъемный обод диска более жесткий и легкий по сравнению с разъемным, состоит из одного элемента. На такие диски возможен монтаж покрышек с эластичными бортами, поэтому применяется для колес легковых и малых грузовых автомобилей. Разъемный обод состоит из нескольких элементов, применяется в конструкции колес автобусов и грузовых автомобилей. Борта покрышек таких автомобилей настолько жесткие, что монтаж через закраину обода не возможен.

Монтажный диаметр [14](rim diameter) посадочный диаметр обода диска, при этом высота закраин обода не учитывается, в обиходе его еще называют радиус диска, измеряется в дюймах. При выборе покрышек  должен соответствовать внутреннему (посадочному) диаметру шины. Стандартные значения для легковых авто и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19.

Кольцевые выступы (подкаты) [H2](hump) тип конструкции и количество кольцевых выступов (хампов) на посадочных полках обода, предназначенных для надежной фиксации бескамерной покрышки на диске и препятствующие оттоку воздуха при боковом воздействии на шину. Н2 показывает, что хампы расположены с двух сторон обода, просто Н означает, что только с одной стороны. Также возможны следующие обозначения: FH – (Flat Hump) хамп плоской формы, AH — (Asymmetric Hump) имеет ассиметричную форму, CH – (Combi Hump) комбинированной формы. Возможно полное отсутствие хампов, при этом на диске  делается специальная полка SL (Special Ledge), конструкция которой спроектирована таким образом, что покрышка держится только за закраины обода и не соскакивает при движении.

Маркировка Название типа хампа Раположение относительно центра диска
С внешней стороны С внутренней стороны
H Hump Закругленный хамп Отсутствует
H2 Double Hump Закругленный хамп Закругленный хамп
FH Flat Hump Плоский хамп Отсутствует
FH2 Double Flat Hump Плоский хамп Плоский хамп
CH Combination Hump Плоский хамп Закругленный хамп
EH2 Extended Hump Extended Hump Extended Hump
EH2 + Extended Hump 2+ Extended Hump 2+ Extended Hump 2+

Расположение крепежных отверстий [5x120](PCD — Pitch Circle Diameter) центры крепежных отверстий располагаются по окружности центр которой совпадает с центром диска. В данной маркировке [5] обозначает количество крепежных отверстий, а [120] – это диаметр окружности на которой крепежные отверстия расположены. Стандартные значения для PCD: 98, 100, 112, 114,3, 120, 130, 139,7 преимущественно они применяются производителями авто по традиции, либо обусловлено конструкцией авто. Количество отверстия для болтов обычно от 4 до 6, хотя редко бывает 3, 8 или 10.  Распространенная ошибка, когда диск с PCD равным 98×4 одевают на ступицу с PCD 100×4. Ведь сложно оценить разницу между 98 и 100 мм на глаз, а приводит это к тому, что затянуть полностью можно только один болт, крепление будет затянуто с перекосом и прилегание к ступице будет не полным. Как следствие при движении возможно «биение» колеса и самопроизвольное откручивание незатянутых полностью болтов.

Вылет диска [ET120](ET — (нем.) Einpress Tief, offset, deport) расстояние в миллиметрах между плоскостью, проходящей через центр поперечного сечения диска и плоскостью находящейся в зоне соприкосания диска со ступицей автомобиля (привалочной плоскостью). Вылет диска бывает положительным, когда плоскость симметрии автодиска расположена дальше, от центра автомобиля, чем привалочная плоскость и обозначается ЕТ120. Отрицательный вылет диска обозначается как ЕТ-30 и значит, что привалочная плоскость на 30 мм дальше от центра авто, чем плоскость симметрии диска. Возможно также значение ЕТ0 в случае когда привалочная плоскость находиться в центре симметрии диска. Вылет диска должен полностью соответствовать значению, которое указал производитель автомобиля, в противном случае любое отклонение изменяет направления и величины сил действующие на подвеску, что в экстремальных условиях может привести к ее поломке.

Диаметр посадочного отверстия [d58,6](hub diameter, DIA) диаметр центрального (ступичного) отверстия диска, в миллиметрах. В основном величина данного параметра находится в пределах 50-70 мм. Подбирать диски надо в точном соответствии диаметра центрального отверстия диска и размера посадочного пояска на ступице автомобиля. Если диаметр посадочного отверстия диска будет меньше, то диск попросту будет невозможно одеть, если больше, то возможно использовать центрирующее посадочное кольцо. Такие кольца обычно идут в комплекте с не оригинальными дисками, это обусловлено удешевлением производства большой партии автодисков с одинаковым размером посадочного отверстия, чем выпуск множества мелких партий с разными отверстиями.

Симметричность монтажного ручья обода [S] – необязательное обозначение, возможные значения A и S. Монтажный ручей – это  углубление посередине обода диска, служащее для облегчения монтажа и демонтажа покрышки,  если символ “S” присутствует — это значит, что обод симметричный, т.е. монтажный ручей обода симметрично расположен относительно плоскости колеса. Если присутствует символ “А” либо нет данной маркировки, тогда монтажный ручей обода расположен асимметрично (со смещением).

X-фактор — (X-factor, Caliper Clearance, Brake Clearance) – расстояние от привалочной плоскости до внутренней поверхности диска. Для автомобилей у которых тормозные элементы выступают за плоскость крепления диска значение данного параметра имеет не малое значение, т.к. диски с х-фактором близким к нулю могут цепляться за выступающие элементы подвески.